От первого супермаркета до тотальной автоматизации магазина

Технологии розничных продаж развиваются непрерывно. Миру является либо новое устройство магазина, либо очередная программа автоматизации торговли, либо торговое оборудование с инновациями.

Автоматизация розничных продаж

Многие не в курсе, но первый камень фундамента сегодняшних преобразований был заложен 101 год назад, когда 6 сентября 1916 года в американском городе Мемфисе (шт. Теннесси) открылся первый в мире супермаркет. Это сейчас мы привыкли, что, зайдя в магазин самообслуживания, можно отовариться всем, что необходимо на столе и в хозяйстве. А для того времени революционным уже считалось то, что каждый покупатель мог в магазине самостоятельно снять с полки товар, поинтересоваться его качеством, повертеть его в руках, понюхать) и (неслыханное дело!) поставить его обратно, если не понравился.

Первый супермаркет в мире

Первый супермаркет в мире

Первый супермаркет славился еще несколькими нововведениями в торговлю, которые за сто лет актуальности своей не утратили. Например, появилась униформа для сотрудников, осуществлена разбивка ассортимента по отделам, вход и выход из торгового зала дистанцировали, чтобы покупатель обязательно посмотрел часть ассортимента. Но самым главным достижением супермаркета можно считать продуктовые корзины, а в последствии — вместительные тележки, в которые помещалось гораздо больше товара, чем могло бы уместиться в руках. Хороший покупатель тот, кто покупает много и часто…

Продуктовые тележки в супермаркете

С приходом супермаркетов в розничную торговлю люди получили выбор и сервис, а ритейл – новый механизм продаж.

Сейчас ведущие мировые ритейлеры расширяют свой сервис, активно внедряя новые технологические решения в симбиозе с мобильными приложениями.

Walmart и Amazon видят будущее супермаркетов без касс и в отсутствии очередей. У каждого бренда свои разработки и пилотные внедрения.

Amazon тестирует приложение Amazon Go в Сиэтле, где покупателю на входе нужно лишь идентифицировать себя при помощи смартфона, отправиться в зал за покупками, взять необходимое и уйти (!). Сложная система сенсоров определит наименование и количество товаров, которые покупатель взял с полок. Данные будут переданы на смартфон в качестве сформированного заказа, а оплата производится автоматически при выходе.

Но такая система дает сбои при большом потоке покупателей: более 20 человек в зале — уже аврал. А если товар находится не на своем месте, то система его попросту не «увидит».

Приложение Scan & Go от Walmart несколько проще, но и внедрение его идет более бойко: за год число торговых точек с новой автоматизацией перевалило за десяток. Решение Walmart похоже на покупку в интернет-магазине, только товар покупатель снимает с полок сам, сканирует смартфоном или сканером штрихкода, производит оплату онлайн в личном кабинете, а квитанцию предъявляет персоналу супермаркета на выходе.

Но шведская компания Wheelys шагнула дальше с разработкой магазина Moby Mart. Этот магазин не имеет постоянного адреса, а курсирует по улицам города, как рейсовый автобус: вам не нужно ехать в магазин — он сам приедет к вам. Кассы, продавца, наличных расчетов здесь нет. Сенсоры, электроника и полное самообслуживание, как в Amazon Go. Оплата за покупку производится на выходе автоматическим снятием средств с банковской карты.

Такие глобально компьютеризированные системы автоматизации магазина пока не нашли отклика у массового покупателя. Люди еще не готовы полностью довериться электронике, и возможность оплаты наличными пока еще актуальна.

Итальянский ритейлер «Coop» в концепте супермаркета будущего пошел несколько иным путем — информационным. Было решено убрать традиционные ценники с полок. Информацию о цене товара можно получить из приложения на смартфоне, а также просто дотронувшись до него рукой. Во втором случае сообщение выводится на экране, расположенном возле полок с продуктом. Кроме цены и страны производства товара, магазин выдаст подробнейшую информацию о его производстве или выращивании, а также даст несколько простых рецептов, как это готовить.

Супермаркет будущего

В японском городе Осака в начале года Panasonic тестировал сенсорную корзину для магазина. Обычная на вид корзина имеет встроенный сканер, который зафиксирует все, что покупатель собирается приобрести, и подсчитать общую стоимость товаров. На выходе из торгового зала корзину нужно будет поставить в специальный слот. Выбранные товары «провалятся» в «багажный» отдел, а после оплаты покупки, уже можно получить свои приобретения в фирменном пакете магазина.

Будущее покажет, станут ли все концепты реалиями наших магазинов. Но мы уже сегодня предлагаем свои услуги по автоматизации торговли, даже если ваш магазин пока еще далек от масштабов супермаркета. У нас нет роботов по фасовке фруктов, но есть специалисты, готовые выслушать ваши пожелания и предложить оптимальное решение.